Выставки

Посвящается Всемирному дню поэзии и

195-летию Н. А. Некрасова (1821-1878)

 

Писательское досье

 

Литература о Некрасове очень велика. Существует масса воспоминаний, написанных  уже после его кончины. В первые двадцать пять лет, прошедших после смерти поэта, были написаны и опубликованы основные мемуарные произведения о Некрасове, авторами которых стали  родные, сотрудники его журналов,писатели, друзья.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Но, пожалуй, одним из шедевров  является издание, вышедшее в Ленинграде в 1930 г.  Книга из серии «Памятники литературного быта» издательства «ACADEMIA», которая так и называется «Н.А. Некрасов в воспоминаниях и документах». 

 

 

 

 

 

В чем ее отличие от предыдущих произведений? В предисловии составители Е. Иссерлин и Т. Хмельницкая объясняют: «Это не исследование, а литмонтаж, дающий не свод разрозненных материалов, а органическое сцепление их, на основе которого и вырастает литературная фигура Некрасова». Книга включает четырнадцать глав и два приложения с основными датами жизни поэта и именной указатель, значительно облегчающий восприятие текста воспоминаний. Книга построена по принципу хронологического монтажа.  Авторы изобразили образ Некрасова не как "поэта" и не как "человека", а как литературного деятеля своей эпохи.

Существует  несколько автобиографий поэта. «Я родился в 1822 г. в Ярославсой губернии…» напишет он в 1872 г. Но,  в варианте за 1877 г. дата рождения уже иная: «Я родился в 1821 г. 22 ноября в Подольской губернии в Винницком уезде в каком-то жидовском местечке, где отец мой стоял тогда с своим полком».

Стихи начал писать с шести-семи лет. Первые поэтические строчки были посвящены матери в день ее именин:

Любезна маменька! Примите сей слабый труд

И рассмотрите, годится ли куда-нибудь

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период он  начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.«… что ни прочту, тому и подражаю. Так к 15-ти годам составилась  целая тетрадь, которая сильно подмывала меня ехать в Петербург. Надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк, я туда поехал. Это было в 1838 году».

Около сорока лет прожил Н.А. Некрасов в Петербурге. А приехал сюда шестнадцатилетним юношей, где у него не было ни родных, ни знакомых. Трудными были его первые самостоятельные шаги в жизни: голод, нищета, скитания по трущобам, случайные заработки. «Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо… в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы…».

воспоминания Н.А. Некрасова /1

воспоминания Н.А. Некрасова /2

Но он «дал себе слово не умереть на чердаке». Уже через три года юноша стал профессиональным литератором и журналистом, сотрудником нескольких петербургских журналов.  В 1842 г.произошла его встреча с В.Белинским, который ввел его в среду прогрессивных литераторов того времени, сгруппировавшихся вокруг журнала «Отечественные записки». Так Некрасов познакомился с П.В. Анненковым, В.П. Боткиным, И.С. Тургеневым, подружился с семьей Панаевых.

В 1847 г. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым возглавил журнал «Современник», основанный еще Пушкиным и вскоре собрал вокруг него лучшие литературные силы России. Успех «Современника» (1857-1866), а позже и журнала «Отечественные записки» (1868-1877) во многом обязаны таланту  Н. Некрасова-редактора: его цепкому уму, широкому кругозору, тонкому художественному вкусу, виртуозной способности проводить журналы сквозь многочисленные цезурные рогатки, а главное – редкому умению «находить и ценить даровитых людей». 

Из воспоминаний П.М. Ковалевского/гл.5

Из воспоминаний П.М. Ковалевского/гл.8

У руля  редакции вместе с Некрасовым  стояли его друзья и соратники Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, М. Салтыков-Щедрин. Из письма Н. Чернышевского за 1888 г.: «…Некрасов – мой благодетель. Только благодаря его великому уму, высокому благородству души  и твердости характера я имел возможность писать, как я писал. Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность ее, но все мои заслуги перед нею – его заслуги».

 

В доме на Литейном, где Некрасов прожил последние двадцать лет жизни помещалась редакция обоих журналов. Каждую неделю здесь устраивались «редакционные обеды». Обсуждали редакционные дела, политические новости, читали новые произведения, возникали дискуссии и споры. По воспоминаниям М. Антоновича, «…это были живые, веселые, интересные и поучительные обеды». 

 

Разрываясь между журнально-издательской деятельностью, Некрасов очень много работал. Из воспоминаний поэта: «Я бывало запрусь, засвечу огни и пишу, пишу, пишу. Мне случалось писать без отдыху более суток… никуда ни ногой, …не знаешь, день ли, ночь ли…». Здесь в доме на Литейном, он создал лучшие свои произведения, ставшие классикой русской литературы.  В том числе знаменитое – «Размышление  у парадного подъезда», главы «Кому на Руси жить хорошо»  

Воспоминание Авд. Панаевой

Воспоминание Успенского

 

Помимо литературной деятельности у Некрасова было две страсти: охота и карты. В своем письме к Фету он писал: «Занятия мои – сон, еда и карты…». Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.  Из воспоминаний слуги Некрасова – П. Прибылова: «Н. А. любил охоту пешую с лягавой, с ружьем, во время которой часто беседовал с крестьянами. Порой же совсем будто забывая, что вышел охотиться, бродил по лесу, не следя за дичью, и,  прислонив записную книжку к дереву, писал в ней карандашом».  

Воспоминания Н.Чернышевского

 

 

 

 

 

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Н. Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.  Панаева  была в течение пятнадцати лет гражданской женой Некрасова. Она деятельно помогала поэту в его редакционных и литературных работах, написала вместе с ним два романа "Три страны света" и "Мертвое озеро. Фет посвятил ей стихотворение "На Днепре в половодье", Достоевский влюбился в нее с первого взгляда, Некрасов воспевал ее в любовных стихах. 

Воспоминания Е. Колбасина

 

В 1875 г. у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» — цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой.  

 

воспоминания Ф. Достоевского

 

 

 

Из дневника Некрасова: «Худо, читатель! Мой дом – постель. Мой мир – две комнаты: пока освежают одну, лежу в другой. Полрюмки кипрского меня опьяняет, грамм опия делает меня идиотом. Стихов уже писать не могу. Худо, когда нашему брату приходят на память песни: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» 

Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище

На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова. Толпа прервала его криками «Да выше, выше Пушкина!» Из письма М.Салтыкова-Щедрина от 1877 г.: «…Умер Некрасов, умер в величайших физических страданиях. Талант его был в самой поре, и громадная толпа, провожавшая его на кладбище, засвидетельствовала, что он жил и писал недаром».

Скоро стану добычею тленья

Тяжело умирать, хорошо умереть;

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

 

Полезные ссылки

В усадьбе Карабиха, в которой Некрасов жил в летнее время в 1861–1875 годах, устроен музей-заповедник поэта. 

Письма А. Н. Некрасова к Л. Толстому

Н. Скатов. Некрасов / Жизнь замечательных людей / - Москва: «Молодая гвардия», 1994.

На портрете поэта Н. А. Некрасова, написанном Иваном Крамским, имеется множество швов, свидетельствующих о том, что в процессе работы художник перекраивал свою картину, сшивал, изменяя свой первоначальный замысел.

Выставку подготовила вед. библиотекарь сектора редких фондов и истории библиотек Н.В. Крутова

Посвящается 185-летию Н.С. Лескова

Полки старых, старых  книг… Тех самых, о которых порой говорят: «Читать эти книги невозможно – устаревший язык, устаревшие мысли». Действительно, читать сложно и мысли порой кажутся наивными, но переплет невольно задерживает взгляд каждого. И бесспорно одно - он  вызывает искреннее восхищение и уважение к мастерам прошлого. 

Искусство книжного переплета своими корнями уходит в глубокую старину. Его прототипом был диптих (от греч. Diptychos– двойной, сложенный вдвое) – скрепленные вместе костяные, деревянные или металлические пластины. На Руси появился впервые в X- XIвв. Первая переплетная мастерская открылась при Московском печатном дворе в конце XVIв. До XVIIв. переплетные крышки делались только из дерева. В XVIIIв. они заменяются на картонные. В начале XIXв. характерен выпуск книг вообще без переплета. Причина – рост числа типографий и отсталость переплетной техники. Но, к концу XIXвека,  с появлением коленкора и ледерина, в основе которого лежит ткань,  положение кардинально изменилось. Стали изготавливать прочные, дешевые и красивые переплеты, разнообразные по цвету, характеру и способу отделки.  Причем, как для роскошных, дорогих подарочных изданий, так и для дешевой массовой книги.

В 70-х годах XIXв. в переплетном деле произошел технический переворот – ремесленный способ производства книжных переплетов был заменен на фабричный. Возникают первые  фабрики по выпуску  массовых издательских переплетов. Одной из них стала фабрика 23-него немецкого мастера Отто Кирхнера. Подобно тысячам других немцев, он переехал в Россию, чтобы организовать своё дело. Здесь, в Петербурге, у него было больше возможностей, чтобы реализовать свои честолюбивые планы. И, надо сказать, ему это удалось.

Открытие фабрики состоялось в 1871 году в Петербурге и располагалось на Малой Морской  в доме № 14. Заветной  целью Кирхнера стала мечта изготавливать изящный, прочный и в то же время, доступный и дешевый переплет. О признании высокого качества продукции, выпускаемой фабрикой Отто Кирхнера, свидетельствуют такие факты, как присвоение ей высокого статуса «Поставщика двора его Императорского величества» и Золотые медали на двух Всероссийских промышленных выставках: в Санкт-Петербурге (1895) и  Нижнем Новгороде (1896). Мало того, книги в его переплетах «живы» до настоящего времени и неплохо сохранились.  


 

В качестве подтверждения мы представляем 12-томное собрание сочинений (частично) Н.С. Лескова, выпущенное известным издателем и типографом А.Ф. Марксом (1838-1904) в 1897 году. 


Несколько слов об издателе. Уроженец Пруссии, в 1859 г.  по приглашению книготорговца Ф. А. Битепажа приехал в Санкт-Петербург. Со временем становится издателем еженедельного иллюстрированного популярного семейного журнала «Нива». В виде бесплатных приложений к журналу были изданы собрания сочинений русских классиков. В этом перечне, скорее всего, оказалось и издание Н.С Лескова. Редакционный и научный уровень этих изданий не всегда был на должном уровне, но, тем не менее, они стали доступны широкому кругу читателей и даже сегодня выгодно выделяются на книжных полках современных библиотек.

В 1902-1903 гг. А. Ф. Маркс выпустит третье 36-томное издание Лескова и уже в собственной переплетной мастерской. 


А пока 1897 год –12-томное собрание сочинений Лескова. 


Благодаря тому, что нижняя переплетная крышка каждого тома имеет авторское клеймо мастера – переплетчика, мы сегодня можем с точностью назвать его имя – Отто Кирхнер.

Переплет цельнокрытый: картон  в ткани темно-синего цвета. Верхняя переплетная крышка и корешок богато украшены плоскоуглубленным золотым тиснением  с использованием растительного орнамента.  До конца XIX- началаXXвв. тиснение на переплетах производилось красками и  натуральным (сусальным) золотом, придававшим книге праздничность, лучистость и некую парадность

Нижняя переплетная крышка оформлена более скромно – бескрасочное тиснение в виде прямоугольной рамки с крупным медальоном в центре. Орнамент все тот же – растительный. 

Немаловажное значение имело и оформление форзаца книги. В нашем случае он  украшен геометрическим и растительным орнаментами, выполненными в коричневых оттенках. 

Примечательно, что мастер-переплетчик в центре изобразил экслибрис издателя – А. Ф. Маркса в виде трех сплетенных между собой букв-инициалов.


Обрез книги декорирован узором «под мрамор».


Фронтиспис первого тома содержит портрет автора, гравированный на стали еще одним известным издателем – Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге (Германия). По традиции того времени, портрет защищен листом кальки.

 

 Выставку подготовила вед. библиотекарь сектора редких фондов и истории библиотек Н.В. Крутова

 

В рамках празднования Года литературы в России с помощью виртуальной выставки предлагаем вспомнить  авторов, имена которых в той или иной мере связаны с Самарской губернией.  Многие произведения уже стали  классикой.  В разное время и разные годы, начиная с XVIII  в., одних литераторов привлекали природа и климат Самары, другим она была интересна как место, связанное с важными историческими событиями. Для третьих это был просто город, через который проходил их путь. Список писателей, имена которых мы помним и чьими работами гордимся, немалый:  И.И. Дмитриев, Г.Р. Державин, А.С. Пушкин,  С.Т. Аксаков, Н.Г. Гарин-Михайловский, М. Горький, А.Н. Островский,  А.Н. Толстой, Л.Н. Толстой, А.С. Неверов, К.А. Федин, Д.А. Фурманов, А.В. Ширяевец и др. Данная выставка «Классики Поволжья» содержит сведения лишь  о тех, чьи произведения хранятся в секторе редких фондов и истории библиотек и на сегодняшний день являются раритетами времени.

Портреты А.С. Пушкина на страницах книжных изданий сектора редкого фонда и истории библиотек

Сегодня сложно найти человека, для которого имя А.С. Пушкина неизвестно. И практически каждый из нас среди галереи портретов русских классиков безошибочно укажет изображение Александра Сергеевича. Самыми известными портретами на сегодняшний день считаются работы О. Кипренского и В. Тропинина. В год 216-летия поэта мы предлагаем вспомнить изображения поэта не столь популярные, но от этого не  менее интересные. Сделаем это при помощи коллекции редких изданий центральной библиотеки – книжной серии  под редакцией профессора С.А. Венгерова – «Библиотека великих писателей». С 1907 по 1915 гг. в Петрограде в издательстве Брокгауза и Ефрона вышли шесть томов, посвященных жизни и творчеству Пушкина. Это по - праву, самое знаменитое и главное качественное дореволюционное издание наследия великого поэта. Включает отдельные этюды биографии, сведения о ближайших друзьях и знакомых, о влиянии на творчество Пушкина русских и иностранных писателей. Каждое произведение  снабжено историко-литературным введением. Отдельного внимания заслуживает полиграфическое исполнение. В ходе подготовки издания составлялся специальный план иллюстрирования. Предполагалось опубликовать все портреты Пушкина, в том числе  писанные акварелью и масляными красками. Кроме того: портреты родственников и семьи, виды местностей и зданий, имеющих отношение к биографии, картины, иллюстрирующие отдельные эпизоды жизни, все памятники и т.д. Многое из перечисленного, появилось здесь впервые. Все шесть томов украшены великолепным орнаментом, старорусскими заставками, концовками, виньетками. Книги напечатаны особо заказанным шрифтом пушкинского времени, с сохранением авторского правописания. Порядок издания строго-хронологический. «Мы хотели бы сделать… своего рода Пушкинскую энциклопедию, где должно найти место всё, что служит к уяснению жизни и творчества великого поэта», - заявили издатели.

 Итак, как выглядел Пушкин мы все знаем. Но, тем не менее, мы будем рады, если познакомившись с данной выставкой, вы сделаете для себя небольшое открытие и увидите еще незнакомого для себя Пушкина. Сам же поэт дал себе такую характеристику:

«Мой рост с ростом самых долговязых

Не может ровняться;

У меня свежий цвет лица,

Русые волосы

И кудрявая голова…

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености…»

Двадцать библиотек-филиалов и центральная библиотека  вынесли на всеобщее обозрение все то, что за долгие годы с благодарностью хранилось и было подарено нашими пользователями «На добрую память…». Это многочисленные сувениры, художественные панно на камне и дереве, аппликация из речной ракушки, войлока, куклы-обереги, Дымковская игрушка, канцелярские принадлежности, фотографии, чеканка и многое-многое другое. По выставленным подаркам можно легко проследить партнерскую деятельность библиотеки. Помимо наших постоянных читателей в качестве дарителей выступают городские общественные организации, ТОСы, учебные заведения, ветераны. Интересную часть выставки занимает коллекция сувениров, привезенных библиотекарями с ежегодных международных конференций, проводимых в рамках деятельности Российской Библиотечной ассоциации (РБА).

«…Маша нужна, и отъезд ее произвел такой же беспорядок, как если бы с неба вдруг исчезли все звезды… ». А.П. Чехов

Чехова Мария Павловна

12/08/1863 -- 15/01/1957

Сестра А. П. Чехова. Педагог, художница, создательница Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.